Круглый стол электризует отрасль

Print

30 июня на территории Щербинского лифтостроительного завода прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы модернизации и замены лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах»

Мероприятие провел председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.
В нем участвовали первый заместитель председателя комитета Совфеда Владимир Городецкий, зампредседателя комитета Дмитрий Кузьмин, сенаторы РФ, депутат Государственной Думы, член Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Колунов, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Алексей Ересько, замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов, руководители лифтостроительных предприятий России и Республики Беларусь, представители акционерного общества «ДОМ.РФ», публично-правовой компании «Фонд развития территорий», Фонда капитального ремонта г. Москвы, общественных объединений предприятий и организаций лифтовой отрасли.
Специалисты проанализировали состояние лифтовой отрасли России и вероятные пути ее развития, разные сценарии повышения безопасности пассажиров, поддержки отечественного лифтостроения, производства лифтового оборудования и компонентов, импортозамещения.
Андрей Шевченко во вступительном слове обозначил главный вызов для лифтового хозяйства: до 15 февраля 2025 года надо заменить почти 100 тысяч лифтов, не соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). Поиск средств на финансирование этих мероприятий сопряжен со сложностями, обусловленными, в том числе, ростом стоимости производства лифтов и их монтажа.
В 2021 году регионам предоставлялись средства на замену изношенных лифтов через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако сегодня при непростой бюджетной ситуации в стране эта программа не действует, – признал сенатор.
Совет Федерации вместе с Минстроем России и Фондом развития территорий занят расширением перечня финансовых механизмов, применяемых при обновлении лифтового парка. Например, наряду с действующими механизмами факторинга и рассрочки платежа изучается возможность введения льготного целевого кредитования региональных операторов и управляющих организаций.

Разработка дополнительных мер по поддержке отечественных заводов-изготовителей лифтов и комплектующих позволит увеличить объемы выпуска продукции, снизить ее себестоимость и зависимость от импорта, полагает Андрей Шевченко.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов отметил, что производственные возможности отечественных лифтовых предприятий позволяют в год производить более 55 тысячи лифтов.

Однако, в связи с экономическими санкциями, наличием импортных компонентов, их удорожанием и удорожанием логистических цепочек, наблюдается некоторое падение производства лифтов в этом году, – уточнил замминистра.

Спасение – в прямых закупках?

Первый вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров и исполнительный директор НЛС, секретарь Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России Пётр Харламов поделились впечатлениями от деловой встречи, прокомментировали некоторые прозвучавшие на ней выводы и инициативы.

Они обратили внимание на то, что по большей части выступающие высказывались о преимуществах прямых закупок лифтов у заводов-изготовителей для нужд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Предполагается, что закупки без посредников снизят себестоимость замены лифтов, обеспечат более комфортные условия для существования и долгосрочного движения вперед лифтостроительному кластеру, избавленному от необходимости соперничать на торгах с лифтовыми монтажными организациями. Их потенциальный побочный эффект – создание предпосылок к нарушению принципов рыночной конкуренции, что подтверждает позиция Федеральной антимонопольной службы.

Исполнительный директор НЛС напомнил, что Минстрой России и так уже написал проект правительственного постановления, разделяющего услуги собственно по поставкам лифтового оборудования напрямую от заводов и по его монтажу. После внесения изменений в Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615, регионы при соблюдении ряда условий смогут выбирать предпочтительный для себя вариант.

Российское лифтовое объединение тревожит то, что комплексные прямые закупки (поставка плюс монтаж) отсекут от участия в торгах малые (производящие менее 500, но более 50 лифтов в год) и средние (меньше 2000, но больше 500 лифтов в год) лифтостроительные предприятия и квалифицированные монтажные организации, особенно региональные.

К производителям, декларирующим в год по одному лифту (по исчислениям РЛО таких по стране более 30), действительно возникают вопросы, но очевидно, что не всем малым и средним предприятиям со временем суждено стать крупными.

Тем не менее, известны примеры, когда предприятия начинали с монтажа, обслуживания лифтов, потом развернули собственные небольшие производства, а сегодня вышли на солидный уровень годового выпуска и успешно участвуют в программах капремонта, – напоминает Пётр Харламов.

В проекте рекомендаций по итогам круглого стола исполнительного директора НЛС насторожил еще один пункт: «Об установлении требований к разработке проектной документации на строительство типового многоквартирного дома в части включения условий об использовании подъемно-транспортного оборудования, произведенного заводом-изготовителем, продукция которого соответствует требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 2015 года № 719».

Ранее Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» предполагалось прочнее увязать с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615, которое регулирует порядок привлечения подрядных организаций к капремонту МКД.

По этой концепции, заменой лифтов смогли бы заниматься исключительно производители, попавшие в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. При этом многие производители столкнулись со сложностями при оформлении акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации для попадания в этот реестр.

Теперь же нормами Постановления Правительства РФ от 2015 года № 719 предлагается охватить и сферу нового строительства, то есть теоретически проектировщикам вменят в обязанность готовить проектную документацию с оглядкой на технологические возможности конкретных лифтопроизводящих предприятий из реестра…

Скачкообразная динамика

Представленная на круглом столе статистика замены лифтов готовилась, в том числе, с использованием данных Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС).

Динамику замены лифтов в России на протяжении последних 5-6 лет передает скачкообразная диаграмма. Алексей Захаров увязал такой ее вид с негативным влиянием непредвиденных обстоятельств наподобие пандемии коронавирусной инфекции, экономических ограничений или ощутимого повышения стоимости лифтового оборудования.

По его словам, Фонд развития территорий отдает себе отчет в важности замены лифтов даже с учетом того, что это далеко не единственное направление капремонта, которым он занимается.

Тем более что по подсчетам фонда реальный средний срок эксплуатации лифтов в России – 32 года, а не 25 лет, как предполагает техрегламент и другие нормативные документы.

По сведениям РЛО, за первое полугодие прошли аукционы на замену 13597 лифтов на сумму примерно 53 млрд рублей. Это существенно больше не только неудачного 2022 года, но и 2021 года и позволяет надеяться на замену к концу года более 18 тысяч лифтов.

Несмотря на позитивный тренд, цель заменить до февраля 2025 года все не соответствующие ТР ТС 011/2011 лифты по-прежнему выглядит труднодостижимой.

Профессионалы РЛО выдвигают оригинальный способ разрешения затруднения: создать внутрироссийский нормативный документ, регламентирующий, как поступать с лифтами, чей назначенный срок службы истекает.

Аудитория круглого стола ознакомилась с этим и другим проектом ассоциации – проектом контрактов жизненного цикла лифтов на объектах социальной, культурной, медицинской и т.д. сфер федерального и муниципального уровня. Второму проекту присущ ярко выраженный социально значимый оттенок, поэтому РЛО небезосновательно рассчитывает на поддержку государственных органов законодательной власти.

Судьба взносов

Последнее в пакете предложений Российского лифтового объединения для круглого стола было связано с дополнительным финансированием программ замены лифтов. Ассоциация трезво оценивает шансы ускорить этот процесс за счет добавочных бюджетных денег, поэтому на очередном заседании Комиссии по лифтам собирается изложить свое видение альтернативных источников финансирования.

Первый вице-президент НЛС Алексей Захаров подтвердил: государство фактически дало понять лифтовому сообществу, что у него нет свободных денег на повторение обнадеживающего прецедента 2020 года, когда Правительство выделило на модернизацию лифтового оборудования в МКД 750 млн р.

Но не стоит забывать про первоисточник финансирования деятельности фондов капитального ремонта – взносы на капремонт собственников жилья.

Здесь образовались две проблемы: во-первых, большая часть регионов устанавливает непомерно низкие, экономически необоснованные размеры сборов на капремонт, чтобы лишний раз не волновать население.

Во-вторых, наметилась тенденция, когда обладатели спецсчетов, не способные собрать нужную сумму на замену лифтов, накапливают меньшую сумму, тратят ее на менее значимые работы по капремонту, а потом, понимая бесперспективность замены лифтов на собственные средства, переходят в «общий котел» регоператора! Спустя определенное время их предстоит рассматривать как полноценных участников этой схемы, что Алексей Захаров считает неправильным.

Часть владельцев общих счетов по неясным причинам просто не использует накопленные ими деньги. По ориентировочным подсчетам суммарный остаток на счетах превысил 200 млрд рублей, что примерно эквивалентно сумме средств, недостающих на замену лифтов, отработавших назначенный срок службы.

Возможно, осторожно рассуждает эксперт, лежащие мертвым грузом деньги введут законодателей в соблазн более-менее легитимным образом забрать их у владельцев спецсчетов и потратить на замену лифтов. Такой экстраординарный ход едва ли встретит положительный отклик в обществе, но, судя по косвенным признакам, почва все-таки зондируется.

Учить системно, надзирать полноценно

На круглом столе коснулись еще одной больной для лифтового комплекса темы – темы квалификации персонала.

Высокую степень ее накала подтверждают лифтостроительные заводы, добивающиеся права проводить аккредитацию монтажных и сервисных организаций в качестве доступного им противоядия от непрофессионализма кадров.

Руководители НЛС и РЛО видят решение несколько иначе: нужно формировать стройную государственную систему обучения работников для отрасли – эта точка зрения не встретила возражений. Картина, когда те же лифтовые монтажники обучаются вне официальной системы среднего профессионального образования, выглядит действительно ненормально, особенно если с возобновлением государственного контроля и надзора в отрасли никак не ставится последняя точка.

Для этого остается восстановить действующий статус Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», попавшего под «регуляторную гильотину». Юридические согласования затягивает Минэкономразвития России, поэтому первый вице-президент Национального Лифтового Союза лицом к лицу попросил государственных служащих высокого ранга, используя свое влияние, помочь довести затянувшуюся эпопею до финала.

Мелькнувшая 30 июня мысль о полезности проведения еще одной выставки для производителей лифтов, лифтового оборудования и комплектующих по четным годам прозвучала спорно.

– Мы думаем, что участникам выставки «Russian Elevator Week» вполне комфортно собираться раз в два года, – уверен Пётр Харламов. – Время ее проведения гармонизировано с международным выставочным календарем, а кроме нее российские лифтовые предприятия ездят на выставки в субъекты России, на общестроительные выставки, в том числе на «ИнтерСтройЭкспо» в Санкт-Петербург, на промышленную выставку «Иннопром» в Екатеринбург.

Понимаем, что на ВДНХ экспонентам нужны площади больше и кучнее, в идеале хорошо вернуться в просторный павильон № 75.

Выставка «Russian Elevator Week», рассказал собравшимся Алексей Захаров, входит в пятерку международных отраслевых выставок и занимает достойное место в международном выставочном календаре. «REW» – единственная выставка, которая вплоть до 2023 года не пропустила ни одного назначенного ей по графику года проведения.

11-я по счету «Российская лифтовая неделя», прошедшая в июне, вышла по количеству посетителей на третье место в тройке самых успешных за все годы ее проведения. Дополнительная выставка может повторить участь специализированной выставки в Стамбуле, которая слабее и менее привлекательна для посетителей, нежели выставка, закрепившаяся в международном календаре.

Предложение на круглый стол

Собственная информация

 

Last Updated on Wednesday, 05 July 2023 12:24