Купировать риски

Print

Издание «Lenta.ru» со ссылкой на Генеральную прокуратуру России сообщило о более чем 47 тысячах лифтах с истекающим сроком службы в 59 регионах страны, что чревато опасностью для жизни и здоровья людей. Правильно интерпретировать сообщение помогли специалисты Национального Лифтового Союза (НЛС). Первый вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров призвал не воспринимать новость так, будто в стране из ниоткуда взялись десятки тысяч лифтов, представляющих угрозу для пассажиров! Вероятно, прокуратура просто решила подсчитать, сколько лифтов, отработавших назначенный срок службы, продолжают эксплуатироваться, и получила свежие данные. Отрадно, что государственный надзорный орган озаботился этой проблемой.

Озвученное число несколько занижено, может быть, потому, что подсчеты охватили еще все регионы.

По сведениям Минстроя России, по состоянию на текущий день срок службы близится к концу как минимум у 86 тысяч подъемников. С учетом неизбежного ежегодного прироста их количество к 2025 году превысит 100 тысяч единиц.

В каждом регионе России утверждена местная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД), напоминает первый вице-президент НЛС. Замена лифтов – одна из разновидностей работ при капремонте. Собственники, желающие узнать сроки замены конкретного лифта, во-первых, вправе запросить эту информацию у управляющей компании, во-вторых, поискать ее на сайте регионального оператора капитального ремонта.

К сожалению, ряд регионов даже при наличии финансовых средств, часть которых можно было бы пустить на замену лифтов, по каким-то причинам включает их в свои программы неохотно.

Такая политика едва ли согласуется и с интересами населения, и с требованием до 15 февраля 2025 года привести все отечественные лифты в соответствие с положениями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).

Тем более что созданы финансовые инструменты, позволяющие укрепить лифтовый компонент капремонта за счет не только доступных, но и заемных денежных средств под гарантию будущих взносов собственников жилья на капремонт. Эти инструменты применимы как для МКД, которые копят средства на капремонт в т.н. общем котле регоператора, так и для МКД, которые собирают взносы на специальных счетах. Опытные финансовые модели для МКД со спецсчетами успешно опробованы в Москве и Московской области.

Превышение лифтом назначенного срока службы в 25 лет – сам по себе недостаточный аргумент для того, чтобы останавливать подъемный механизм, поскольку он якобы таит угрозу для пользователей, подчеркивает Алексей Захаров.

Если лифт обслуживает квалифицированная специализированная организация, то и после четверти века работы он еще способен прослужить какое-то время, опираясь на заложенный в него запас прочности (после проведения технического обследования и продления срока эксплуатации).

И наоборот: если экономить на профессиональном сервисе, отдать лифт в плохие руки, даже новое оборудование станет потенциально источать риски.

Заместитель генерального директора АДС «СО «Лифтсервис» Алексей Зоточкин выделил несколько характерных признаков, благодаря которым даже непрофессионалы способны заподозрить неисправность лифтовых узлов. Например, это резкие рывки и скрежет при старте кабины с места, перебои с освещением, запах гари, тлеющего пластика, нерабочие кнопки, неполное открытие-закрытие дверей, нахождение уровня пола кабины лифта при остановке значительно ниже или выше уровня пола входной зоны.

Профессиональное лифтовое сообщество беспокоит то, что Минэкономразвития России затягивает согласование нужного и важного документа – новой редакции Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».

Министерство всячески старается укоротить и без того небольшой перечень требований к лифтам, которым обязан следовать владелец оборудования при его эксплуатации, и которые в конечном итоге упрочивают его безопасность.

Представителям лифтового корпуса хотелось бы, чтобы здравый смысл восторжествовал, и новая редакция постановления вступила в силу как можно скорее. Тогда, в том числе, сотрудники Ростехнадзора смогут в полном объеме реализовать свои полномочия по надзору за российским лифтовым парком.