Борьба с беспризорностью

Print

Лифтовиков беспокоит отсутствие в отрасли надзорного органа.

 

В рамках традиционного столичного медиа-клуба «ЛИФТ» состоялось общее собрание членов Национального Лифтового Союза, приуроченное ко Дню работника лифтового комплекса. В последние годы благодаря усилиям Минстроя России и НЛС в стране удалось запустить процесс обновления лифтового парка. В домах появляется все больше современных модернизированных лифтов. Вместе с тем, в лифтовом хозяйстве остается еще немало проблем, это и вопросы реструктуризации отрасли, и безопасность, и надзор. Об этом в интервью «СГ» рассказал президент НЛС Виктор ТИШИН.

«СГ»: Виктор Андреевич, какие проблемы сегодня особенно волнуют лифтовиков?

Виктор Тишин: В прошлом году у нас наметился чуть ли не переход к государственному регулированию отрасли. Щербинский лифтостроительный завод был выкуплен государственной компанией «ДОМ.РФ», и возникла идея на его базе создать полный цикл производства лифтов. Произошло это после выездного совещания правительства России, состоявшегося в феврале 2019 года на Щербинке. Мы с некоторой тревогой ждем, как дальше будут развиваться события. Если эта идея получит развитие, то появится новый завод, рассчитанный на производство до 45 тыс. лифтов. Это при том, что всего в стране в год монтируется около 47 тыс. лифтов. Таким образом, этот предполагаемый завод практически закроет потребности страны в лифтах — в производстве, монтаже и обслуживании. То есть это будет единая государственная монополия, и никакой рыночный механизм в отрасли работать не будет.

«СГ»: Что еще, помимо возможной монополизации отрасли, вас волнует?

В.Т.: У нас две беды. Первая — лифты относятся к категории объектов повышенной опасности, но, как ни парадоксально, услуги по монтажу и обслуживанию лифтов выставляются на торги, где основным считается единственный критерий — цена. Предложивший наименьшую цену и побеждает. Соответственно, не производится предварительная технологическая и экономическая экспертиза, и получается, что непрофессиональные организации допускаются к работе с опасными устройствами. Они максимально снижают цену, побеждают на торгах и живут год-два, ничего не делая. Это на корню убивает само понятие безопасности.

«СГ»: Как можно изменить эту ситуацию? Как вы относитесь к идее пред- квалификации участников торгов?

В.Т.: Мы обращались с этим вопросом к руководителю прежнего правительства Дмитрию Медведеву. По «вине» лифтов в год по стране погибает 30- 35 человек. Но эти трагедии «размазаны» по времени, и не привлекают такого медийного внимания, как другие крупные аварии и инциденты. На наше обращение мы не получили отказа, но вопрос до сих пор не решен. Мы не просим вообще отказаться от торгов, мы хотим, чтобы эту область перевели с единственного критерия «цена» в категорию торгов, где присутствуют требования к стажу работы в отрасли, количеству штатных работников, то есть те базовые понятия, которые придают предприятию признак профессиональности. Надеюсь, наше обращение будет услышано новым правительством.

«СГ»: А вторая беда?

В.Т.: Отсутствие государственного надзора. Мы провели большую работу, в непростых условиях был создан документ под названием «Правила безопасности при эксплуатации лифтов», но надзор до сих пор, вот уже третий год, никому не поручен. Мы очень надеемся, что Ростехнадзор получит контроль за соблюдением этих правил и будет восстановлена схема контроля за эксплуатацией лифтов сверху донизу. Это когда госинспектор контролирует техническое состояние лифта, саму специализированную организацию, обеспечивающую его работу и владельца в виде управляющей компании. Это о главных болевых точках. Все остальное, на мой взгляд, производное.

«СГ»: Существующей нормативной базой вы довольны?

В.Т.: За два прошедших года мы участвовали в разработке 23 нормативно- правовых актов, регулирующих деятельность лифтовой отрасли. Таким образом, мы проделали огромную работу, но нам, повторяю, очень мешает отсутствие государственного надзора. Под это дело нам даже удалось изменить КОАПП, то есть повысить уровень ответственности за нарушение правил эксплуатации лифтов. Теперь за крупные нарушения на виновника налагается штраф до 300 тыс. рублей. И здесь парадокс! Штрафы могут налагаться органами надзора, но при этом надзорный орган до сих пор не определен. Мы очень надеемся, что этот вопрос в скором времени будет решен.

Владимир ТЕН

Строительная газета

Last Updated on Monday, 13 April 2020 07:03