logo

?????? ????????? ???????
Главная Новости НЛС Обсуждаем проект порядка расследования несчастных случаев на лифтах

Обсуждаем проект порядка расследования несчастных случаев на лифтах

В связи с предполагаемым внесением изменений в ФЗ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и Правила страхования опасных объектов предлагаем лифтовикам принять участие в обсуждении проекта Порядка проведения технического расследования причин аварий и расследования несчастных случаев происшедших в результате аварий на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

Проект порядка расследования подготовлен во исполнение распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 02.08.2011 № 1371-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором», поручения заместителя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 25.04.2013 № АД – П9-2829,  а также в целях реализации отдельных положений Федерального закона от 16.06.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Федеральный закон № 225-ФЗ).

Проект порядка расследования устанавливает обязательные требования к организации и проведению технического расследования причин аварий и расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах) в процессе технического обслуживания, ремонта, эксплуатации, замены и модернизации.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 22-ФЗ), лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) исключены из категории опасных производственных объектов.

Указанные изменения повлекли за собой отмену ряда нормативных актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования правил и порядка ведения работ на опасном производственном объекте, в том числе «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03 (раздел XIV указанных правил устанавливал порядок расследования аварий и несчастных случаев, происшедших на лифтах).

Вступление с силу изменений, внесенных Федеральным законом № 22-ФЗ, также сделало невозможным обязательное применение и использование «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, зарегистрированным в Минюсте России 08.12.2011 рег. № 22520, в отношении лифтов, подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах).

При этом лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) подлежат обязательному страхованию как самостоятельная группа опасных объектов (изменения, внесенные Федеральным законом № 22-ФЗ в Федеральный закон № 225-ФЗ).

Однако, порядок проведения технического расследования причин аварий и расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий на этих объектах,  в действующем законодательстве отсутствует.

Применение для целей расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов и эскалаторах, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, невозможно в силу того, что потерпевшие - физические лица, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте, как правило, не состоят в трудовых отношениях со страхователем.

При этом в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 225-ФЗ владелец опасного объекта (страхователь) при аварии на опасном объекте обязан:

- в течение пяти рабочих дней со дня получения акта о причинах и обстоятельствах аварии, документов о видах и размерах причиненного вреда направить страховщику копии указанных документов.

Страховщик, как установлено статьей 12 Федерального закона № 225-ФЗ, обязан в течение 20 рабочих дней после получения акта о причинах и обстоятельствах аварии, заявления потерпевшего о страховой выплате и документов, подтверждающих причинение вреда и его размер, составить страховой акт.

Актом о причинах и об обстоятельствах аварии, согласно Федеральному закону № 225-ФЗ, считается документ, составляемый в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержащий сведения о причинах и обстоятельствах аварии, иные сведения и включенный в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Страховой акт - документ, составляемый страховщиком, содержащий сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате, в том числе о наличии или об отсутствии страхового случая, о потерпевшем и о размере причитающейся ему страховой выплаты либо об основаниях отказа в страховой выплате.

Из изложенного следует, что составление акта о причинах и обстоятельствах аварии, равно как и составление страхового акта, в силу отсутствия нормативно-правового регулирования в действующем законодательстве, в случае аварии и/или несчастных случаев, происшедших в результате аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах), становится невозможным. Это обстоятельство ведет к безубыточному страхованию и не является стимулирующим фактором для владельцев указанных объектов заключать договор обязательного страхования.

Проект порядка расследования направлен на устранение правовой неопределенности с проведением технического расследования причин аварий и расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах) в процессе технического обслуживания, ремонта, эксплуатации, замены и (или) модернизации, и реализацию отдельных положений Федерального закона № 225-ФЗ. Принятие Проекта порядка расследования будет способствовать обеспечению страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте при эксплуатации вышеуказанных технических устройств.

Целью правового регулирования в сфере обязательного страхования  гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте являются обеспечение защищенности от аварий на опасных объектах.

Проект порядка проведения технического расследования причин аварий и расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах) предназначен для достижения целей страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта.

Обновлено 31.05.2013 15:02  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник