Законопроект не сдан в архив

Печать

Со дня выхода Правил организации безопасного использования и содержания лифтов Национальный Лифтовый Союз стремится к тому, чтобы система контроля и надзора за ними обрела гармоничные, законченные формы. Об очередном витке затянувшейся эпопеи рассказывается на официальном канале НЛС в YouTube.

Генеральный директор Союза «Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий» (ФЛП) Сергей Прокофьев напоминает, что лифтовики долго бились за утверждение Правил организации безопасного использования и содержания лифтов (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743). После их выхода они сосредоточились на выстраивании в стране системы компетентного и всеобъемлющего надзора и контроля выполнения их норм.

Хотя достаточно серьезная административная ответственность за нарушение требований Правил существует, тот же Ростехнадзор в полной мере не контролирует, как они соблюдаются.

Чтобы устранить этот пробел, с 2017 года при содействии НЛС был подготовлен не один проект документов. Например, были варианты, предполагающие внесение изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, внесение изменений в ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но в итоге столь ожидаемый лифтовиками нормативно-правовой акт пока не утвержден.

Ситуация усугубилась тем, что федеральные законы № 247-ФЗ от 31.07.2020 г. «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», № 248-ФЗ от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 170-ФЗ кардинально изменили государственные подходы в области контрольно-надзорной деятельности.

Тем не менее, лифтовикам удалось доказать важность принятия нового закона, расширяющего надзорные полномочия Ростехнадзора, им удалось согласовать проект документа с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями. Но буквально на последнем этапе процесс застопорился из-за того, что Москва как город федерального значения потребовала себе особых полномочий по контролю безопасности лифтов.

– Если мы вводим понятие регионального контроля за требованиями безопасности лифтов, – выделяет этот момент Сергей Прокофьев, – то надо в корне менять все законодательство, потому что надзор федеральный и просто так передать полномочия по надзору за лифтами в субъекты федерации невозможно.

По этим соображениям подготовленный специалистами НЛС и Ростехнадзора законопроект был исключен из Плана законопроектной деятельности Правительства России на текущий год, но вышедшее в конце июля распоряжение Правительства Российской Федерации включило его в план 2022 года.

До начала 2022 года должен быть готов обновленный законопроект, который предусматривает комплексные изменения в Градостроительном кодексе, в другом законодательстве, в том числе, в Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации». Также подразумевается, что потребуется создать новую редакцию Правил организации безопасного использования и содержания лифтов.

Члены рабочей группы с участием представителей Ростехнадзора и НЛС надеются, что за короткий срок им удастся разработать проект нового законопроекта со всеми необходимыми изменениями, выложить его для общественного обсуждения и продолжить двигаться дальше в этом направлении.

Руководитель ФЛП резюмирует, что сложившаяся ситуация не критичная, но вызывает некоторую тревогу и опасения руководства Национального Лифтового Союза.

Также он обращает внимание на то, что перенос надзорных функций за лифтами с федерального уровня на уровень субъекта Российской Федерации (Москвы) хоть и выглядит оправданным с учетом большого количества лифтов в столице, но потребует немалых финансовых и организационных затрат на обучение квалифицированных кадров, создание соответствующей городской службы, разработку локальных нормативных документов и т.д. Поэтому остальные субъекты Российской Федерации едва ли смогут заимствовать такую модель контрольно-надзорной деятельности.

Ознакомиться с развернутыми мнениями специалистов можно на официальном YouTube-канале НЛС