Безнадзорные регламенты

Печать

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 года № 2265 упразднило некоторые акты, регулирующие государственный контроль (надзор) за положениями технических регламентов. Как нововведения отразились на лифтовом комплексе, как сохранить надзор за лифтами в их свете, рассказывается на официальном Youtube-канале Национального Лифтового Союза.

Постановление Правительства РФ от 11.12.2021 г. № 2265 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации об уполномоченных органах государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза» отменило, в том числе, Постановление Правительства России от 13 мая 2013 года № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза».

Среди прочего оно определяло органы, ответственные за государственный контроль и надзор за техническими регламентами Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» и «Безопасность лифтов». После выхода постановления ряд контрольно-надзорных функций Ростехнадзора утратили актуальность.

Вице-президент НЛС, руководитель Федерации лифтовых предприятий Сергей Прокофьев полагает, что по степени сложности и неопределенности сложившаяся ситуация напоминает ситуацию 2013 года, возникшую после вступления в силу техрегламента «Безопасность лифтов».

Сегодня возник своего рода правовой диссонанс: с одной стороны, орган, уполномоченный следить за соблюдением требований лифтового техрегламента, отсутствует. С другой стороны, техрегламент остается обязательным документом, который никто не отменял.

На этапе ввода лифтов в эксплуатацию проблема усугубляется тем, что т.к. орган, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением требований техрегламентов, отсутствует, на этом основании в отдельных регионах страны Ростехнадзор отказывается направлять сотрудников на приемку лифтов после ввода их в эксплуатацию.

В 2022 году прекратились плановые проверки лифтов, за исключением объектов 1-го, 2-го и 3-го классов опасности.

На этом фоне единственным способом следить за состоянием лифтового парка остается прокурорский надзор.

По словам Сергея Прокофьева, достаточно большое количество обращений и жалоб лифтовой тематики пересылают в прокуратуру Ростехнадзор и Государственная жилищная инспекция, потому что они не могут осуществлять такие проверки. А уже прокуратура в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 привлекает к проверочным мероприятиям специалистов либо ГЖИ, либо Ростехнадзора.

Одна из недавних проверок такого формата проводилась в г. Обнинске Калужской области, где на объекте сгорел лифт.

Тем не менее, руководитель ФЛП уверен, что в стране должен быть единый надзорный орган. Опыт привлечения прокуратурой к проверкам лифтового хозяйства специалистов Ростехнадзора и Государственной жилищной инспекции свидетельствует, что ГЖИ на этом участке не может полностью заменить Ростехнадзор, даже несмотря на расширение ее полномочий.

Лифтовые общественные организации, обеспокоенные утратой надзора, намереваются подготовить обращения в Государственную Думу, в Правительство и к Президенту страны, потому что вопрос очень актуальный и злободневный, чреватый рисками для населения при пользовании лифтами.

Кроме того, лифтовое сообщество надеется, что восстановить государственный контроль и надзор поможет подготовленный при его участии законопроект о внесении в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Подробнее – на официальном Youtube-канале НЛС

Обновлено 07.02.2022 10:30