В Совете Федерации анализируют лифтовый рынок

Печать

22 января в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера состоялось совещание с лифтовым лейтмотивом. Его провел заместитель председателя комитета Александр Высокинский, а тематика перекликалась с повесткой предыдущего совещания комитета. В ноябре прошлого года в нем обсуждали проблемы импортозамещения и наращивания отечественного промышленного производства лифтов.

Деловую встречи посетили представители Минстроя, Минпромторга России, АО «ДОМ.РФ», Фонда развития территорий, ведущих лифтостроительных предприятий («Мослифт», «Метеор Лифт», Серпуховский лифтостроительный завод, «Могилёвлифтмаш», «Татлифт», «Евролифтмаш»), Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, Национального Лифтового Союза, Евразийской Лифтовой Ассоциации.

По впечатлениям исполнительного директора Национального Лифтового Союза Петра Харламова, производители лифтов сетовали на недостаточную загруженность их предприятий заказами. Самое главное, им хотелось бы получать больше гарантированных заказов.

– У производителей в основном сложности с ценообразованием, с поиском качественных комплектующих для создания лифтов, они не всегда довольны ходом торгов по замене лифтов, – добавил первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. – Например, подчас конечная цена контракта складывается без учета лишних финансовых затрат на доставку оборудования к отдаленно расположенным объектам с лифтами. Бывает и так, что стоимость замены лифтов в двух соседних регионах, совершенно не отличающихся по географическим условиям и логистике, почему-то существенно разнится!

Исполнительный директор НЛС в год 75-летия лифтовой отрасли поднял вопрос о придании Дню лифтовика статуса официального профессионального праздника и высказался в пользу продления срока приведения отечественных лифтов в соответствие с Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011). В тоже время он предположил, что перенос сроков подтолкнет субъекты федерации переключиться с замены лифтов на другие неотложные виды работ при капремонте – такое опасение имеется.

Пётр Харламов и Алексей Захаров рассказали участникам совещания о предложениях профессионального лифтового сообщества в комплексную программу (дорожную карту) развития лифтовой отрасли, которая сейчас дорабатывается в федеральных органах исполнительной власти.

Например, документ предлагается обогатить пунктом о контрактах жизненного цикла – такая схема призвана ускорить замену лифтов на объектах бюджетной сферы (здравоохранения, образования, культуры и т.д.).

Еще одна инициатива сводится к снижению или даже обнулению ставки налога НДС на работы по замене лифтов при капремонте. Такой сценарий значительно уменьшил бы стоимость замены, хотя, по мнению Александра Высокинского, он маловероятен в текущих экономических условиях.

В целом на совещании пытались определить наиболее эффективную схему взаимодействия в цепочке «производитель – монтажная организация – сервисная организация», выделил суть первый вице-президент НЛС.

Из-за ограниченности времени проблемы монтажа и техобслуживания лифтов не получили исчерпывающего внимания, но специалисты сошлись на том, что основные трудности на всех стадиях жизненного цикла схожи. Например, серьезной проблемой остается нехватка квалифицированного персонала, не везде при эксплуатации лифтов как постулат воспринимается система планово-предупредительного ремонта.

Участники совещания договорились подготовить план развития отрасли, учитывающий интересы всех ее сторон.

Для этого сенатор Александр Высокинский попросил ассоциации лифтопроизводителей и непосредственно производителей лифтов предоставить схемы, отражающие положение на рынке конкретных изготовителей и их дилеров, соотношение бюджетных и коммерческих заказов, организацию производства, сбыта и т.д.

По словам Петра Харламова, такие схемы позволят оценить перспективность государственного субсидирования игроков российского лифтостроительного рынка. При этом существует мнение, что если субсидии достанутся производителям лифтов, то они же (например, через региональных дилеров) должны будут взять на себя бо́льшую ответственность за судьбу своей продукции на стадиях ее монтажа и эксплуатации.

Здесь прослеживается аналогия с газовым хозяйством: после серии громких трагедий в законодательство внесли поправки, и теперь заниматься обслуживанием газового оборудования в одном многоквартирном доме может только одна газораспределительная организация.