?????? ????????? ???????
Главная Новости Компетенциям прочат центр

Компетенциям прочат центр

10 июля на совещании в Минстрое России обсуждался проект дорожной карты развития лифтовой отрасли, разработанной министерством и НИЦ «Строительство» по поручению министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирека Файзуллина. Один из наиболее существенных ее пунктов связан с единым Центром компетенций для повышения эффективности процессов на всех этапах жизненного цикла лифтового оборудования.

Совещание посетили представители Минстроя России, Минпромторга России, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Фонда развития территорий, АО «ДОМ.РФ», АО «НИЦ «Строительство», Национального Лифтового Союза, Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, Евразийской Лифтовой Ассоциации и лифтостроительных предприятий.

Его модератором стала директор Департамента стратегических проектов Минстроя России Ольга Шарова.
Итоги делового общения подвели первый вице-президент Национального Лифтового Союза Алексей Захаров и генеральный директор Ассоциации «Российское лифтовое объединение», секретарь Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России Пётр Харламов.

Судя по всему, предположили они, в основе новой концептуальной разработки лежит тенденциозное представление о стагнации и упадке в лифтовом комплексе России, расцвете некомпетентности и непрофессионализма на всех его уровнях, что снижает качество продукции, работ и услуг на рынке (такие выводы вытекали из некоторых выступлений).

Считается, что Центр компетенций вызовет эффект эволюции в отрасли, вынесет ее на новый качественный уровень. Ради этого он примется координировать воплощение в жизнь комплекса мер по целому ряду направлений.


Например, это совершенствование сертификации российского и импортного лифтового оборудования/компонентной базы с целью повышения качества их производства и эксплуатации; разработка и внедрение методологий по мониторингу состояния лифтового оборудования на всех этапах его жизненного цикла; разработка стандартов работы для всех участников процесса в течение жизненного цикла оборудования, в том числе путем внедрения системы квалификационной оценки монтажных и эксплуатирующих организаций; централизация компетенций в области обучения, повышения и оценки квалификации и подготовки кадров в лифтовой отрасли.

НЛС и Российское лифтовое объединение принципиально не против появления на профессиональном лифтовом поле новой силы при одном условии: она должна приносить пользу, а векторы ее усилий должны не сталкиваться, а складываться с другими векторами созидательной отраслевой активности.

Под этим углом зрения в проекте дорожной карты проглядываются зыбкие смысловые участки. Специалисты НЛС и РЛО попытались привлечь к ним внимание собравшихся людей.

Например, надо вспомнить, что рамочный каркас для системы сертификации задается законодательством даже не Российской Федерации, а Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Национальное законодательство государств-участниц ЕАЭС системы конкретизирует его.
По последним данным, в России достаточно органов по сертификации, а порядок их аккредитации Федеральной службой по аккредитации – отдельным органом исполнительной власти, который выполняет эту функцию – жесткий.

Другое дело, отметил в докладе Алексей Захаров, что после выдачи сертификатов встречается большое количество неконтролируемых нарушений: завозят не то, что сертифицировали, монтируют не то, что завезли, никто не следит, идентичны ли параметры поставляемой продукции параметрам образца, на который выдан сертификат…
Серьезную обеспокоенность вызывает то, что Росстандарт по долгу обязанностей не интересуется состоянием отечественных лифтостроительных производств. За минувшие 12 лет он проверил только одно лифтостроительное предприятие, отнюдь не относящееся к группе риска.

– Если имеются предложения по совершенствованию процедуры сертификации лифтов и лифтовых узлов, в частности, узлов безопасности, на что делался акцент, надо их озвучивать и приглашать к диалогу представителей Россаккредитации или Минэкономразвития России, в чьем ведении находится ФСА, – считает Пётр Харламов.


Не все ясно с перспективами и самой надобностью разработки и внедрения единых отраслевых методологий и стандартов на новой платформе. Так, Технический комитет по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и платформы подъемные для инвалидов» уже многие годы, придерживаясь Программы национальной стандартизации, создает стандарты для отрасли. Они бывают и обязательными, и необязательными, но они едины – нужен лишь контроль за их исполнением.
Поводы для размышлений в проекте дорожной карты дает блок, посвященный централизации компетенций в области обучения, повышения и оценки квалификации и подготовки кадров.

НЛС и РЛО призывают проводить четкие границы: обучение и повышение квалификации персонала – это одна часть обширной сложной работы, и в нее необходимо активнее включаться государственным органам. Независимая оценка квалификации – другая часть работы, которая должна не пересекаться с первой и быть абсолютно независимой от нее. Система независимой оценки прекрасно существует в лифтовой отрасли с 2013 года под эгидой Совета по профквалификациям, руководствующегося Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ.

Участники совещания согласились с тем, что многие проблемы лифтовой сферы решит восстановление государственного контроля и надзора за стадией эксплуатации лифтов, в том числе, возвращение инспекторов Ростехнадзора в состав приемочных комиссий для контрольного осмотра лифтов при вводе в строй.

К сожалению, действие Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743, попавшего под «регуляторную гильотину», возобновляется медленно даже в прежнем объеме, не говоря уже о шансах вернуть сотрудников Ростехнадзора на контрольные осмотры лифтов. Процесс серьезно тормозит позиция Минэкономразвития России.
За деловым столом в очередной раз обсудили сюжет прямых закупок лифтового оборудования (закупка, поставка и монтаж в одном пакете) у заводов-изготовителей для программ замены лифтов при капремонте многоквартирных домов (МКД). По свидетельствам приглашенных работников НЛС и РЛО, в подавляющем большинстве присутствовавшие сочли разумным разрешить фондам самим выбирать наиболее предпочтительную для них форму контракта – заключать прямой договор с производителем на закупку, поставку и монтаж лифтов или же делегировать эти обязанности монтажной организации.

Взвешенных неспешных оценок заслуживает Концепция дистрибуции в лифтовой отрасли, упомянутая в проекте дорожной карты. Концепция, которую предстоит подготовить Минпромторгу России, подается как еще одно средство обеспечения на территории Российской Федерации безопасности и качества работ по монтажу и техническому обслуживанию лифтов.

– Вероятно, – допустил гендиректор РЛО, – концепцию надо воспринимать как продолжение давней темы повышения ответственности лифтопроизводителей за судьбу их продукции на этапах ее монтажа и эксплуатации. Если развивать эту идею, то лифтостроительные предприятия, наверное, должны будут обучать монтажные, сервисные организации или даже содержать в штате специалистов по сервису и монтажу или хотя бы брать их на подряд.

Резюмируя, Пётр Харламов еще раз подчеркнул: профессиональное лифтовое сообщество не стоит на пути создания Центра компетенций при Минстрое России. Лифты (используемые и при новом строительстве, и при замене по программам капремонта), если рассуждать логически, ближе всего к зоне ответственности этого министерства, а некоторые секторы лифтового комплекса действительно не мешает модернизировать. Теоретически этого помогут добиться ресурсы новой площадки.

Но для начала, пришли к главному выводу на совещании, желательно четче сформулировать цели, задачи, функции и полномочия нового центра, чтобы они не конфликтовали с функциями и полномочиями других федеральных органов, и приумножали коллективные усилия по развитию лифтового хозяйства страны, а не шли наперекор им.

Национальный Лифтовый Союз готовит для Минстроя соображения по доработке дорожной карты, одновременно его руководство рассчитывает на отдельную деловую встречу с руководителями НИЦ «Строительство», на базе которого зарождается Центр компетенций.
Собественная информация
 

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник