?????? ????????? ???????
Главная Статьи. Публикации. Аналитика НЛС и Минпромторг: «Диалог без перспективы»

НЛС и Минпромторг: «Диалог без перспективы»

Зачем Мутко хочет построить ненужный лифтостроительный гигант и оставить без работы многих нынешних производителей лифтов?

 

«Диалогом без перспективы» назвал итоги прошедшей в начале мая видеоконференции с участием представителей Национального Лифтового Союза и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации президент Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (Ассоциация РЛО) Сергей Чернышов. На ней обсуждались вопросы развития лифтовой отрасли.

Для понимания вопроса вспомним ситуацию, сложившуюся в лифтовом хозяйстве, когда в прошлом году на этом рынке появился новый, очень солидный игрок в лице АО «ДОМ.РФ».

Лифтовое сообщество сразу насторожили попытки чиновников госкорпорации не просто вклиниться в лифтовый комплекс, а реально взять в руки бразды правления и развернуть отрасль в направлении собственных интересов. Об этом писали и говорили много. Основным аргументом в стане лифтовиков было то, что в корпорации на сегодняшний день нет ни одного серьезно подкованного специалиста в области вертикального транспорта. Мало того, ответом на все предложения от экспертов-лифтовиков о сотрудничестве или хотя бы обсуждении тех или иных вопросов со стороны АО «ДОМ.РФ» было молчание.

Тем временем сами чиновники «ДОМа.РФ», что называется, не сидят сложа руки. Об этом свидетельствуют конкретные действия представителей корпорации по продвижению своих идей, и в первую очередь, идеи строительства завода-гиганта по производству лифтов. А во вторую очередь — идеи корректировки законодательных актов по осуществлению закупок, монтажа, сервисного обслуживания и ремонта лифтового оборудования. (АНСБ писало об этом: http://ancb.ru/news/read/9542 ).

Письмо премьеру — а будет ли эффект?

14 мая Ассоциация «Российское лифтовое объединение» провела очередное совещание со своими членами, а это почти четыре десятка предприятий, специализирующихся на производстве лифтов и комплектующих, посвященное актуальным вопросам текущей работе Ассоциации. Разумеется, всех в первую очередь волновал вопрос отношений с АО «ДОМ.РФ». Президент РЛО Сергей Чернышов проинформировал коллег о письме, направленном в адрес Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, подписанном им самим и президентом НЛС Виктором Тишиным. В письме лифтовики затронули вопросы возможного конфликта интересов, т.к. основной сферой деятельности «ДОМ.РФ» является регулирование рынка жилищного строительства и работа с регионами, девелоперами и застройщиками, а подконтрольность «ДОМ.РФ» Щербинского лифтостроительного завода создает неравные условия на рынке для других предприятий, что, безусловно, негативно отразится на отрасли в целом.

— «В первую очередь мы надеемся на то, что наше письмо станет предметом обсуждения на заседании Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, председателем которой является Марат Шакирзянович Хуснуллин, заместитель Председателя Правительства, — рассказывает Сергей Чернышов. — Мы готовы отстоять свое видение вопроса, которое считаем единственно правильным и возможным, поскольку оно отстаивает интересы многотысячного коллектива работников организаций и предприятий, производящих лифтового оборудования. И мы надеемся, что на уровне Правительства РФ объективно оценят сложившуюся ситуацию в лифтовом комплексе и запретят АО «ДОМ.РФ» развивать инвестиционные проекты такого рода на государственные средства, ведь по некоторым оценкам, на строительство завода потребуется около 10 млрд рублей».

Безусловно, хочется поддержать Сергей Александровича в его надеждах, сотканных из пожеланий членов Ассоциации РЛО и НЛС, но некоторые нюансы вызывают, мягко говоря, сомнение в успехе задуманного. Ну хотя бы взять то обстоятельство, что некоторые члены Правительственной комиссии являются в то же время непосредственными участниками руководящего процесса в АО «ДОМ.РФ». В первую очередь, председатель комиссии Марат Хуснулин возглавляет Наблюдательный совет «ДОМ.РФ», а член комиссии Алексей Владимирович Моисеев, заместитель министра финансов Российской Федерации, также является и членом Наблюдательного совета. Плюс ко всему Виталий Леонтьевич Мутко, генеральный директор акционерного общества «ДОМ.РФ», также заседает в Правительственной комиссии.

Прямые закупки — прямой путь к монополии

Участники совещания лифтостроителей остро, с волнением обсудили «полезность» прямых закупок лифтового оборудования региональными фондами капитального ремонта у заводов-изготовителей. С такой инициативой выступило АО «ДОМ.РФ», полагая, что такая мера поможет искоренить практику завышения стоимости контрактов за счет участия посредников и повысит ответственность компаний, выигрывающих аукционы. (http://ancb.ru/news/read/9542). Однако, по мнению представителей лифтовой сферы, на текущий день на рынке замены лифтов преобладают специализированные лифтовые организации, выполняющие монтажные работы. Именно они в основном и выступают в качестве поставщиков по госзакупкам. А заявления представителей ДОМ.РФ о том, что это влечет за собой повышение цен на лифтовое оборудование и его монтаж не имеют под собой реальной почвы.

Более того, как рассказал Сергей Чернышов, странная позиция ДОМ.РФ вызывает сомнение в искренности и обоснованности заявлений этой компании. И вот почему. 21 апреля в адрес Губернатора Красноярского Края Александра Усса направляется письмо за подписью В. Мутко, в котором говорится о том, что нужно пересмотреть предельную стоимость работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в связи с увеличением стоимости работ по замене лифтового оборудования. Далее в письме содержится неприкрытое лоббирование интересов Щербинского лифтостроительного завода, реальным владельцем которого и является ДОМ.РФ.

— «Мы однозначно считаем, что схема прямых закупок у заводов, соответствующих ряду узких критериев, которые обозначает ДОМ.РФ, создает реальный риск образования монополии, при которой цены на лифтовое оборудование начнут не уменьшаться, а увеличиваться, — с сожалением объясняет свою позицию Сергей Александрович. — Такая политика не помогает, а только мешает развитию конкуренции в системе монтажа, а в дальнейшем и эксплуатации лифтов. Такая идея укладывается в общую канву стремлений ряда госструктур перестроить под себя весь сформировавшийся за десятилетия лифтовый рынок нашей страны. Поэтому мы продолжим борьбу лифтовых общественных объединений за объективные государственные решения, приносящие пользу труженикам и предпринимательству лифтовой отрасли».

Как Минпромторг «поддержал» лифтовиков

А теперь вернемся к началу статьи и немного расскажем о видеоконференции, прошедшей 30 апреля по инициативе Национального Лифтового Союза и Ассоциации «Российское лифтовое объединение». В мероприятии от лифтовиков приняли участие Виктор Тишин, президент НЛС, Алексей Захаров, первый вице-президент НЛС, генеральный директор Ассоциации делового сотрудничества «СО «Лифтсервис», Сергей Чернышов, президент РЛО, руководитель Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, Петр Харламов, генеральный директор РЛО. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляли Валерий Пивень, заместитель директора Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения, Иван Трощенков, руководитель отдела развития горнорудной промышленности и тяжелого машиностроения и Даниил Голобородько, сотрудник данного отдела.

На встречу выносились четыре вопроса:

1. О ситуации с работой лифтовых предприятий в период пандемии коронавируса COVID-19

2. О лифтовых комплектующих иностранного производства (импортозамещение).

3. Предложения РЛО и НЛС по дорожной карте развития лифтовой отрасли и

4. О рисках монополизации отрасли.

Как сообщил Пётр Харламов, общественные объединения лифтовой отрасли давно планировали провести деловую встречу с курирующим лифтостроение департаментом Минпромторга России, но другая сторона все не была готова к разговору (либо не хотела его — Авт.), а когда «созрела», то формат встречи из-за известных событий пришлось изменить на дистанционный.

В рамках обсуждения первого вопроса было отмечено, что большинству лифтостроительных предприятий страны удалось продолжить работу в период повышенной готовности, объявленной из-за пандемии. Некоторую тревогу, правда, вызывает ограниченность запасов комплектующих на ряде производств, исчерпание которых может привести к остановке производства.

Далее участники обменялись информацией и мнениями по вопросу перечня лифтовых узлов, выпуск которых важно наладить в России в рамках импортозамещения. Специалисты лифтовой отрасли включили в него лебедки, электронные компоненты в станциях управления лифтом, частотный преобразователь, системы безопасности (ловитель и ограничитель скорости).

Было также подчеркнуто, что создание отечественных безредукторных лебедок должно стать приоритетом для отрасли, поскольку они имеют ряд технических преимуществ, но в отечественных условиях нельзя сбрасывать со счетов и редукторные лебедки. Лифты именно с такими лебедками массово используются при замене лифтов в многоквартирных домах по программам капремонта. В то время как ряд российских предприятий уже освоил выпуск российских лифтовых лебедок, частотных преобразователей чисто российского производства не существует. В связи с этим остро стоит задача наладить полноценный их выпуск хотя бы на одной площадке внутри страны, на что потребуется значительное финансовое обеспечение.

Не менее сложной остается ситуация с отечественной элементной базой для станций управления лифтами. Очевидно, что в появлении качественных электронных компонентов заинтересован не только сектор лифтостроения или тяжелого машиностроения, поэтому выносить обсуждение этой темы необходимо на более высокий уровень.

Далее работники Минпромторга ознакомились с исходящими из профессиональной среды предложениями по корректировке дорожной карты развития лифтовой отрасли, утвержденной Минпромторгом и Минстроем в августе 2019. Авторы этих предложений исходили из того, что ряд пунктов этого документа уже выполнен либо полностью, либо частично. Например, серьезных успехов лифтовая отрасль достигла в области подтверждения профессиональных квалификаций работников, создания профессиональных стандартов, нормативных заделов для внедрения электронных паспортов на лифты и т.д.

Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, ряд инициатив со стороны лифтовиков преследовал цель привлечения в отрасль дополнительных средств из федерального бюджета. В частности, они могут потребоваться для софинансирования расходов фондов капремонта на замену лифтов в связи с выпадающими платежами граждан и уменьшением взносов на капремонт многоквартирного жилья, для субсидирования замены лифтов на объектах здравоохранения, социального, культурного и бытового назначения, военно-промышленного комплекса и т.д., субсидирования проектов по импортозамещению лифтовых компонентов.

Обойдется ли Минпромторг без профессионального сообщества?

А вот последний вопрос, о рисках монополизации лифтовой отрасли, явно пришелся не по вкусу представителям Минпромторга. Хотя в некотором смысле руководству НЛС и РЛО удалось достичь некой договоренности с работниками Минпромторга о совместном посещении Щербинского лифтостроительного завода после снятии режима повышенной готовности. Предполагается, что такой визит поможет объективно оценить ход ведущейся на нем модернизации, взвесить производственные возможности и еще раз обсудить целесообразность строительства нового лифтостроительного завода. Но в целом позиция визави лифтовиков была на стороне АО «ДОМ.РФ».

— «Мы увидели явную заинтересованность сотрудников Минпромторга в поддержке позиции этой государственной корпорации, — объясняет бесперспективность диалога с министерскими чиновниками Сергей Чернышов. — На все наши объяснения и предостережения по поводу губительности сосредоточения производства лифтов в одних руках, сотрудники Минпромторга ссылались на предложения «ДОМ.РФ». У меня сложилось впечатление, что кроме ЩЛЗ Минпромторг не видит других игроков рынка, а значит не ставит их в ряд реальных производственных сил. Такая позиция, уверен, не способствует улучшению положения в лифтостроительной сфере. Что также повлияет в дальнейшем на ухудшение производственных позиций монтажных организаций, которые сегодня в основном сосредоточены в строительных СРО. А далее в сфере сервиса и ремонта».

Несмотря на разногласия в столь важном вопросе, сохраним робкую надежду на то, что сторонам, и в первую очередь Минпромторгу, удастся прийти к пониманию, что после смягчения антивирусных мер нужно провести очное совещание с широким представительством заинтересованных лиц, посвященное вышеозначенным проблемам.

В завершение видеоконференции Петр Харламов отметил, что по тональности разговоров на встрече можно сделать вывод о том, что Минпромторгу не удается обойтись без поддержки профессионалов лифтовой отрасли при претворении в жизнь некоторых разделов дорожной карты. Понятно, что ведомство рассчитывает получить ее, а значит перспектива объективного обсуждения проблемных вопросов есть и зависит она от независимой позиции министерства от влияния каких бы то ни было структур.

В свою очередь, Национальный лифтовый союз и Российское лифтовое объединение обоснованно заявляют, что заниматься развитием лифтовой отрасли невозможно без непосредственного участия в этом представителей профессионального сообщества и настаивают на наделении себя статусом соисполнителей реализации отдельных разделов «дорожной карты».

Макс Качаев

Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

ancb.ru

Last Updated on Thursday, 25 June 2020 15:35  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник