logo

?????? ????????? ???????
Главная Новости НЛС О сильных сторонах конкурсов

О сильных сторонах конкурсов

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 упразднило обязательность электронных аукционов на работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов и эскалаторов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако Национальный Лифтовый Союз пока не отмечает массового стремления заказчиков воспользоваться открытыми постановлением перспективами. Основные плюсы изменений законодательства разобрал руководитель юридической службы НЛС Андрей Моисеев.

 

О важности отмены обязательных электронных аукционов для работ по техобслуживанию и ремонту лифтов профессиональное сообщество говорило много лет, обращаясь в разные инстанции по этому поводу.

Официальные ответы в основной массе сводились к тому, что электронные аукционы – самый лучший, самый выгодный для бюджетов способ определения поставщика с минимальным влиянием заказчика на закупочные процедуры.

При этом лифтовики никогда не утверждали, что электронные аукционы плохи в принципе и что их надо отменить. Их не устраивало лишь доминирование критерия цены, мешающее выбрать поставщика с хорошим опытом работы, с большим количеством успешно выполненных контрактов, штатом квалифицированного персонала и т.д. Также лифтовики полагали, что заказчику нужно предоставить право выбора: проводить аукцион или, предположим, конкурс.

По прошествии определенного времени государство все-таки пошло на изменения подхода к формам закупочных процедур.

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 921 из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р, исключен код ОКВЭД № 43 «Работы строительные специализированные», в том числе и код ОКВЭД № 43.29 «Производство прочих строительно-монтажных работ».

Код ОКВЭД № 43.29 включает в себя работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту лифтов и эскалаторов. В отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по указанному коду ОКВЭД заказчик с 1 сентября 2020 г. не обязан проводить соответствующие процедуры в виде электронного аукциона. Он вправе проводить торги в любой предусмотренной действующим законодательством форме: конкурс, запрос котировок и т.д.

Таким образом, возможность выбора подрядчика для лифтовых видов работ и услуг на конкурсе, а не на аукционе, отныне официально существует, что очень важно.

Например, специализированные лифтовые организации обязаны содержать в штате квалифицированный персонал, уведомлять Ростехнадзор о начале предпринимательской деятельности и т.д.

Но особенность электронного аукциона в том, что первая часть заявки – стоимостная, она не содержит никаких указаний, позволяющих определить, какая организация стоит за ценовым предложением. В связи с этим возникает естественный вопрос: как заказчик может проверить, имеется ли у вероятного исполнителя, например, квалифицированный персонал в достаточном количестве или нет? Этот факт можно установить только при изучении второй части заявки, да и то, к сожалению, далеко не все заказчики понимают, как правильно трактовать ее содержание.

При конкурсе взвесить этот критерий гораздо проще.

По мнению Андрея Моисеева, некоторые трудности заказчикам при реализации конкурсного сценария может доставить процесс создания конкурсной комиссии.

Однако соображения безопасности и наличия квалифицированного персонала для пользователей лифта перевешивают опасения столкнуться тут с затруднениями.

Тем более что конкурсная комиссия, как правило, образуется не только ради конкурсов лифтовой тематики – она создается в организации, чтобы ведать вообще всеми конкурсами, касающимися ее. Ведь код ОКВЭД № 43 исключен из распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р полностью.

На какие же критерии может опереться комиссия, чтобы обстоятельно оценить все сильные стороны того или иного подрядчика?

Кроме пресловутого стоимостного критерия, стоит обратить внимание на количество квалифицированного персонала в штате организации – чем его больше, тем лучше.

Уместно ввести критерий количества успешно выполненных потенциальным подрядчиком проектов или учесть суммарную стоимость реализуемых им договоров на текущий момент. То есть заказчик может пойти разными путями, чтобы выбрать наиболее квалифицированного, по его мнению, подрядчика.

Юрист отмечает, что договоры на техническое обслуживание лифтов заключаются, как правило, на один год. Соответственно, после отмены обязательных электронных аукционов заказчики уже могут выбирать подрядчиков на будущий 2022 год в ходе конкурсов.

Поэтому им важно уяснить все достоинства такой формы закупочных процедур, уметь грамотно установить критерии, позволяющие судить о квалификации, опыте, надежности исполнителя.

Организациям с богатым опытом, с солидным багажом качественно выполненных проектов квалификационные критерии могут принести хорошие баллы, нежели только критерии цены, и победу в конечном итоге.

Тем более что практика показывает: многие несчастные случаи, аварии стали следствием как раз некачественно выполненных операций на лифтах, проведенных непрофессиональными организациями, не обладавших, в том числе, квалифицированным персоналом. Многие из них часто отбирались исключительно по результатам электронных аукционов, ранее не имевших альтернативы. Такие случаи имели место, например, в больницах, поликлиниках.

Теперь у заказчика больше шансов обезопасить себя и, как следствие, пассажиров лифтов, от рисков, несомых непрофессионалами.

Главная задача Национальная Лифтового Союза – развить этот сюжет, прежде всего, донести до заказчика, что отныне он вправе выбрать форму закупочной процедуры и установить приоритетные для него критерии определения победителей торгов.

Составить примерный список критериев, подходящих для определения степени надежности и профессионализма подрядной организации и в то же не создающих дискриминацию на рынке техобслуживания лифтов, НЛС, вероятно, удастся в процессе диалога с Федеральной антимонопольной службой.

Специалисты НЛС надеются, что справиться с этой задачей будет гораздо легче, чем лишить электронные аукционы обязательного статуса.

 

Дополнительная информация – на официальном YouTube-канале Национального Лифтового Союза

Обновлено 10.11.2021 14:09  

Перепечатка материалов официального сайта возможна при условии сохранения всех ссылок внутри текста и
наличии активной и индексируемой ссылки на lift.ru как источник