17 апреля в Москве прошло пленарное заседание XIV Всероссийского съезда работников лифтового комплекса.
Перед его участниками прозвучали приветственные обращения и выступления депутатов Государственной Думы, представителей Минстроя, Минпромторга России, Ассоциации региональных операторов капремонта МКД, Ростехнадзора, Евразийской экономической комиссии, Технического комитета по стандартизации ТК 209, Торгово-промышленной палаты России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Федерации лифтовых предприятий, АО «ВДНХ», образовательных учреждений, других организаций.
Докладчики коснулись разных аспектов нормативного регулирования лифтового комплекса, контрольно-надзорной деятельности и капитального ремонта многоквартирных домов, производства лифтов, социально-трудовых отношений в отрасли и иных злободневных тем.
Депутат Государственной Думы, председатель Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская выступила против предложений ликвидировать специальные счета как один из способов накопления средств на капремонт МКД.
– Нам надо из «общего котла» потихонечку выползать. И надо нести бремя содержания своего имущества, а не имущества соседа, – подчеркнула она.
Галина Хованская напомнила, что в лифтовом комплексе уже разработана и действует схема, по которой с собственниками жилья в конкретном МКД со спецсчетом заключается договор, и лифты устанавливаются с оплатой в рассрочку, если собственники не могут рассчитаться сразу. По ее словам, жителей она устраивает.
Депутат считает неуместным применение риск-ориентированного подхода при проверках в сфере ЖКХ вообще и в лифтовом хозяйстве в частности.
Риск-ориентированный подход хорош для бизнеса, указала Галина Петровна, но совершенно не годится, когда речь идет о безопасности граждан. Человек, в доме которого наступила аварийная или предаварийная ситуация, должен обратиться в соответствующую структуру и получить немедленную реакцию. В этом направлении депутат намерена действовать дальше вместе с профессиональным отраслевым сообществом.
Президент Национального Лифтового Союза Виктор Тишин в отчетном докладе проанализировал основные показатели развитии отрасли и особо выделил тот факт, что в этом году произошел всплеск активности федеральных органов законодательной, исполнительной власти по лифтовой тематике.
– Удалось поднять наши вопросы на высшую ступень. Теперь надо смотреть, чтобы их реализация пошла нормальным руслом, не привела ни к каким искажениям, появлению госмонополий в лифтовом комплексе и т.д., – сказал он.
Президент НЛС положительно оценил перспективы восстановления полноценного государственного надзора за лифтами с 1 сентября этого года (в правовом плане для этого все подготовлено) и успехи отраслевого Совета по профессиональным квалификациям, чья деятельность – один из барьеров для проникновения на рынок непрофессиональных организаций.
В минувшем году отрасли удалось устранить провал 2022 года по выпуску и монтажу лифтов (в 2023 году проведено аукционов на замену 18951 лифта, в 2022 году – 9674 лифтов). К сожалению, ориентировочное их количество на замену в последние годы остается одним и тем же – более ста тысяч лифтов. Это позволяет предположить, что темпы замены пока не опережают темпы естественного старения лифтового парка нашей страны.
По мнению Виктора Тишина, перед отраслью встает серьезная задача по фильтрации поставщиков лифтового оборудования из дружественных государств (прежде всего, из Турции и Китая). Их доля на российском рынке увеличивается и в количественном, и в процентном соотношении, но есть риск не найти многие из этих компаний спустя несколько лет, когда понадобится, например, приобрести запчасти для импортных лифтов.
Начальник отдела надзора за подъемными сооружениями Ростехнадзора Александр Жемойдиков озвучил статистику происшествий на вертикальном транспорте в последние годы (ведомство расследует и учитывает в статистике только эпизоды, связанные с причинением вреда жизни, здоровью людей или их гибелью) и разобрал причины некоторых из них.
Среди лифтов, фигурирующих в статистике происшествий Ростехнадзора, ни один не отработал назначенный срок службы в 25 лет.
Одна из наиболее частых причин несчастных случаев, в том числе, со смертельным исходом, это попытки самоэвакуации пассажиров из застрявших кабин.
Другая распространенная предпосылка ЧП связана с перегрузом больничных лифтов и жесткой посадкой их кабин на ловители.
Практически все несчастные случаи, за исключением инцидентов с больничными лифтами, – следствие недоработок эксплуатирующих организаций, в том числе, преднамеренного выведения из строя устройств безопасности. В больничных лифтах вина за перегруз и последующее неконтролируемое движение кабин обычно лежит на лифтерах, которые допускали переполнение кабины пассажирами, хотя обязаны следить за этим.
Исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта МКД (АРОКР) Анна Мамонова привлекла внимание к серьезной проблеме, связанной с заменой крупных лифтовых узлов при эксплуатации подъемного оборудования.
Законодательство в сфере ЖКХ не раскрывает, как классифицировать и из каких источников средств оплачивать эту процедуру. Правовая неопределенность возводит проблемы перед управляющими, специализированными лифтовыми организациями, собственниками жилья, региональными властями и регоператорами капремонта.
Сроки службы основного лифтового оборудования содержит, например, ГОСТ Р 55964-2022.
В стране огромное количество относительно молодых МКД, где лифты соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и не нуждаются в полной замене, но как, за счет чего менять их отдельные серьезные элементы, непонятно.
Известны прецеденты, когда управляющие организации, менявшие их за счет средств на текущий ремонт МКД, сталкивались с претензиями прокуратуры по поводу якобы нецелевого расходования средств.
В свою очередь, фонды капремонта не знают, как правильно учесть такую процедуру в региональных программах.
– Здесь вопрос очень неоднозначный, он требует вашей поддержки, вашей компетенции, вашего опыта, – обратилась Анна Мамонова к участникам съезда.
Поднимать больную тему АРОКР намерена в Комиссии по лифтам Общественного совета при Минстрое России и вырабатывать рекомендации, которые Минстрой ретранслирует регоператорам капремонта и регионам.
Сотрудники образовательных учреждений с трибуны съезда рассказали, как они помогают лифтовому комплексу России разбираться с острейшей кадровой проблемой.
Например, екатеринбургский филиал ФАУ «РосКапСтрой» по поручению Минстроя России разработал комплексную программу подготовки рабочих кадров для лифтовой отрасли, а на базе кафедры «Механизации, автоматизации и роботизации строительства» Московского государственного строительного университета (МГСУ) открывается образовательная программа «Системы вертикального транспорта зданий и сооружений» на основе магистратуры 08.04.01 «Строительство».
Одна из отличительных черт екатеринбургской образовательной программы – возможность организовать обучение с минимальным отрывом специалиста от производственного процесса.
Руководитель выставочного проекта «Russian Elevator Week» («REW») Иван Коновалов анонсировал даты и место проведения выставки 2025 года: XII Международная выставка лифтов и подъемного оборудования пройдет с 9 по 11 июня 2025 года на территории ЦВК «Экспоцентр» (Москва, Краснопресненская наб., 14).
Смена выставочной площадки с ВДНХ на ЦВК «Экспоцентр» во многом объясняется тем, что сейчас на всей территории ВДНХ проходит выставка-форум «Россия». После ее окончания просторный удобный павильон № 75, в котором одно время проводились лифтовые показы, окажется в центре масштабной реконструкции и переустройства этого участка ВДНХ, и останется на ремонте, ориентировочно, до 2027 года.
Выставку в «Экспоцентре» примет один большой павильон № 1 со всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности.
< Предыдущая | Следующая > |
---|